nadin_86 (nadin_86) wrote,
nadin_86
nadin_86

Category:

"Священные монстры", Эдуард Лимонов

"Эта книга не предназначается для обывателя. Она предназначается для редких и странных детей, которые порою
рождаются у обывателей. Для того, чтобы их поощрить: смотрите, какие были les monstres sacres, священные монстры, вот какими можно быть. Большинство населения планеты, увы, живет овощной жизнью
", - таким предисловием начинает «Священных монстров» сам автор.



Себя, безусловно, он причисляет les monstres sacres, что многократно и подчеркивает в своей книге, объединяя себя с выдающимися личностями то издателем, то местом проживания, то заточением.

Эту книгу Лимонов писал в тюрьме Лефортово, где сидел в 2001-2002 годах. Автор утверждал, что все биографические данные он брал из головы и заранее извинялся, если допустит ошибку. Знатоки действительно не преминули сразу же найти ворох фактических ошибок в уже изданной книге. Похоже, лимоновские издатели (сам писатель в то время еще сидел в тюрьме) не потрудились перепроверить исторические факты, и оставили текст полностью «авторским».

«Священные монстры» - это серия эссе о 53-х выдающихся исторических личностях: от Гийома Апполинера до Слободана Милошевича. Очень кратко, на 2-3 страничках, Лимонов дает хлесткие и частенько ядовитыеопределения каждому из своих героев, среди которых писатели, поэты, художники, артисты, общественные деятели, революционеры – все те, кто близок по роду деятельности самому автору.

Так, Пушкин для Лимонова не больше, чем «поэт для календарей», умеющий воспеть природу, но не представляющий из себя ничего, достойного уважения и восхищения.  Произведения Достоевского запомнились автору как «тесные, вонючие, плотские, интимные, чуть ли не сексуальные шуры-муры с Господом». А романы Набокова – как такие, что олицетворяют «отвращение к женщине». Зато Бодлера Лимонов вознес на пьедестал, назвав «Великим поэтом», основоположником «нового эстетизма», который воспел мрак и разврат Парижа.

 

Де Сад для автора – «создатель вселенной насилия» ; Велимир Хлебников – «святой»;  Гумилев -  «мистический фашист»; Ницше – «отверженный», которого «лучше читать в цитатах». Ван Гога Лимонов называет «бесспорным художником»; а Эдит Пиаф – «воровкой, не вышедшей в проститутки ростом и статью».

Из-за Пушкина или Булгакова, про которого Лимонов заявил, что тот «льстит обывателю» своим самым "обывательским" романом «Мастер и Маргарита», я на Лимонова глубоко обиделась, но тут же не смогла не согласиться с тем, что «свыше ста страниц "Преступления и наказания" читать невозможно». Хорошо хоть Че Гевару автор не заклеймил каким-нибудь обидным ядовитым прозвищем!

Читать «Священных монстров» очень легко, увлекательно, интересно. Талант автора как публициста виден здесь в каждой
строчке. И можно было бы признать, что Лимонов действительно бесспорный талант,
если бы… Если бы автор сам, в той или иной форме, не повторил этого раз сто на страницах своей книги. 

Какое самолюбование, какое самовозвышение, какой поразительный эгоцентризм сквозит в каждом слове! И как же он раздражает! Лимонов всех выдающихся личностей прошлого сравнивает с собой. Ну вот Бодлеру повезло, его
Великий Талантливейший Лимонов признал, а Пушкину все же крепко досталось, стоять ему теперь в сторонке и нервно курить. Вообще-то, надо отметить, что к западным деятелям Лимонов гораздо лояльнее, чем к их российским коллегам. Соотечественников, видимо, терпеть не может.

Итак, "Священные монстры" - провокационная книга, где резко и без обиняков высказывается крайне субъективный взгляд автора на выдающихся личностей. Но самолюбование Лимонова  - большой минус книги.

 

Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment